Услуги Контакты

Фирменный стиль в Одессе

Фирменный стиль: его функции и основные элементы

 
Фирменный стиль включает целую систему показателей и переменных, которые принимают участие в борьбе конкурирующих компаний за клиентов. Целостность образной структуры (брендинг) нарабатывает узнаваемость предмета торговли, самой компании, а это помогает проводить целый ряд рекламных процедур прямого и непрямого действия, которые сформированы в едином стиле.
 
Рекламирование в современном его виде существенно отличается от того как это делалось еще несколько лет назад, когда чем громче и ярче, тем лучше. Теперь в «работе» рекламщика  одно из ведущих мест занимает разработка всей стилистики компании. Она должна быть выдержана и привлекательна, а не кричать и отпугивать. Но все напрямую зависит от вида и рода деятельности, и, что приемлемо для фирмы сопровождающей развлекательные мероприятия неприемлемо для банковской сферы.
 
Чаще всего фирменным стилем и его внедрением занимается не один сотрудник, а целый отдел или специализированная компания, легко ориентирующаяся в обилии уже имеющихся «работающих» и «неработающих» стилей. 
 
В понятие фирменного стиля включают несколько постоянных составляющих графического, цветового и словесного вида, которые объединяют предметы торговли, будь-то товар или услуга.
 
Основными функциями, возлагаемыми на «работающий» фирменный стиль, становится:
 
a)  Имиджевая функция. Обеспечение легкой узнаваемости образа компании. Он бывает строгим, оригинальным, фундаментальным, легким, винтажным. Одна цель – это выделять среди других и вызывать позитивное восприятие, а покупатели «перенесут» такое отношение на товары или услуги этой компании. Очень распространенным становится явление, когда потребители гораздо охотнее купят товар «раскрученной» марки, даже за более высокую цену, чем малоизвестный товар того же состава и качества.
 
b)  Идентифицирующая функция. Покупатель видит индивидуальные черты бренда (стилистику написания, логотип, товарный знак, цветовые комбинации и др.) – это автоматически ассоциирует в его восприятии производителя и товар, происходит идентификация. 
 
c)   Дифференцирующая функция. В рекламном потоке только грамотно созданный стиль фирмы способен выделить товар из «толпы» других. И при благоприятном образе бренда, покупатель обязательно выберет понравившуюся марку, легко сориентировавшись в обилии аналогов.
 
Практика и история ведения бизнеса  доказали, что покупатели интуитивно отдадут предпочтение  известному логотипу, цвету, шрифту. Поэтому единство этих оставляющих все чаще воплощается в фирменном стиле, а он канвой идет сквозь все рекламные акции, работая на узнавание. И первичные существенные вложения  всегда с лихвой окупаются при организации последующих продвижений новых товаров, выпущенных под тем же брендом.
 
С течением времени проще проводить маркетинговые мероприятия, которые становятся более краткими по разработке и внедрению. Внутри компании устанавливаются корпоративные отношения в среде сотрудников и дресс-коды, что в сочетании продолжает работать на узнавание бренда.
 
Самыми часто применяемыми позициями фирменного стиля стали:
1.    товарный знак – его создают практически все компании и в начале своей деятельности: 
2.    логотип  - 80% компаний не пренебрегают возможностью обзавестись логотипом;
3.    фирменный блок – это сочетание нескольких символик сразу, например логотипа и наименования, товарного знака и слогана и т.п.;
4.    фирменный лозунг (слоган) – краткая характеристика выраженная словами;
5.    фирменная гамма цветов, состоящая из конкретного набора гармоничных или контрастных оттенков;
6.    фирменный комплект шрифтов –  самостоятельно разрабатывается и регистрируются либо закрепляются имеющиеся в наличии;
7.    прочие фирменные константы.
 

Товарный знак

Регистрируется по определенной процедуре и представляет собой графическое, аудио, словесное, трехмерное или комбинированное изображение. Оно однозначно идентифицирует своего обладателя в обилии схожих по параметрам продуктов. Зарегистрированный (имеющий документальное подтверждение) товарный знак страхует от посягательств конкурентов, определяя зафиксированный юридический приоритет правообладателя знака.
 
Наиболее известными стали 5 типов товарных знаков:
 
·         Словесный товарный знак, при регистрации пользуются уникальным способом написания или стандартным. Если отдается предпочтение уникальному исполнению, то часто его называют логотипом. Причем это  полное название Mars, CocaCole,  краткое МТС, или даже одного товара Snikers, Fanta.
 
Логотип – способ выражения товарного знака в индивидуальном изобразительном решении, как ни у кого.
 
·         Изобразительный товарный знак  воплощается в рисунке или эмблеме. Основой рисунка  становятся исторические места, здания, сооружения узнаваемого характера, животные, природные объекты, геометрические формы, абстрактные символы и композиции, части национальных орнаментов и буквы.
 
·         Объемный знак  - 3D объект в виде отдельной фигуры, сочетания фигур или линий. Часто используется при изготовлении уникальных бутылок напитков, флаконов для ароматов, упаковочных коробок или при производстве формы самого изделия (например, шоколадные конфеты в виде символа, с оттиском или логотипом на изделии).
 
·         Звуковой товарный знак более специализированный и узкий способ брендинга. Это шумы живой природы, специальные запатентованные мелодии или звуки. Методом чаще пользуются теле- или радиокомпании.
 
·         Комбинированные товарные знаки  - слияние любых других типов, наиболее распространенными являются комбинации слов и изображения. Всем известный рисунок прыгающей кошки с подписью Puma.
 
Фирменный блок составляется из устойчиво употребляемых одновременно элементов. Это, например тандем эмблемы и логотипа со слоганом или любой другой набор элементов, отличается долговременным применением в неразрывной связи.
 
Для фирменного блока часто берут полное название компании, почтовые реквизиты, декоративные объекты или целые фразы.  Но главное – это не перегрузить фирменный блок, чтоб он мог оставаться лаконичным, заметным и легко запоминаться, и при малых затратах воспроизводиться без искажений на любых носителях информации, в том числе при печати в газетах.
 
фирменные блоки часто располагаются в «шапке» фирменных бланков или в деловой переписке. Они мелькают в рекламе, используются на визитках или в упаковочных  изделиях. При создании учитывается, чтобы блок гармонично вписывался в любого рода рекламу.
 
Примером удачного блока служит реклама Газпрома, где присутствует эмблема, логотип и слоган «Мечты сбываются», плюс звуковое сопровождение, если воспроизводится на телевидении или радио. При произнесении этой фразы и вне рекламы, возникает устойчивая ассоциация с этой компанией. Значит в «работающем» фирменном блоке его самостоятельные части прочно идентифицируются с производителем.
 
Фирменный лозунг (слоган). Это яркая ритмичная фраза или прямой фирменный девиз, который становится декларируемым лозунгом компании. Бывает даже так, что этот лозунг регистрируется как отдельный товарный знак.
 
Слоган -  сочетание зрительного образа и звукового. Он не только красиво подается, но и проверяться «на слух», на звучание и созвучность с наименованием или деятельностью компании. В нем  отражаются специфические особенности  товара, услуги или сервиса, которые однозначно выделят фирму среди прочих конкурентов, и при этом, соответствуют действительности. Если слоган всегда подтверждается действием, то он проживет в народе десятилетиями.
 
Фирменная гамма цветов. В памяти любого найдется то устойчивое сочетание цветов, которое присуще самой яркой компании, применяющей это комбинирование.  Даже рекламные билборды, стикеры и буклеты издаются в единообразной цветовой стилистике. Полосатый желто-черный – Билайн, красный и оранжевый – MasterCard,  черный и желтый – WesternUnion, желтый и золотистый –  «Кодак».
 
При выборе цветовой гаммы в формировании фирменного стиля учитывается не только вид деятельности, но и ассоциации, возникающие при  восприятии каждого цвета.
 
Так в страховой и банковской сфере выбирают консервативные и спокойные оттенки синего и зеленого.  При работе с массовым потреблением и широкой клиентурой применяют более динамичные цветовые вариации. Деятельность, связанную с морем сопровождает голубой, с молочной продукцией – белый, с растениеводством – салатовый и зеленый, с шоколадом и кофе – коричневый и т.п. Нельзя забывать и то, в тандеме с каким другим цветом выступает «основной», так называемая психологическая сочетаемость.
 
В фирменных гаммах предпочитают применять один или два цвета, и редко используют многоцветье, потому что:
- пестрота сложно воспринимается и даже раздражает;
-  не все печатные издания способны достоверно передать цветовые оттенки;
-  большое число колеров повысит затраты на рекламную продукцию (буклетов, сувениров, упаковку и др.)
 
Цвета, утвержденные фирменными, неизменны на всех рекламных направлениях. При регистрации фирменного цвета товарный знак имеет защиту:
-  при исполнении в цветовом формате только в этом цвете;
-  при регистрации в черно-белом варианте – во всех возможных цветах и оттенках.
 

Фирменный комплект шрифтов 

Еще одной составляющей стиля фирмы является  утверждение и закрепление  шрифтов, применяемых в оформлении текстовой документации.
В разработке фирменного стиля всегда отслеживается идея соотнесения деятельности с подбираемым шрифтом. Он может производить впечатление «детского», «элегантного», «делового», «консервативного», «витиеватого», «мужественного» или «легкого».
 
Так компании, специализирующиеся на косметологической продукции, например Oriflame , предпочитают легкие, округлые шрифты, ассоциирующиеся с изяществом. А страховщики и банкиры выберут жирные и прямые, консервативные для подчеркивания устойчивости и надежности.
 
Особенно важно в погоне за «красивостью» не утратить простоту прочтения, это очень оттолкнет покупателя. Если для того, чтобы понять «что написано» придется присматриваться или вчитываться, клиент скорее пройдет мимо. Поэтому всю информацию относительно цены, названия товара и его специфических характеристик нужно прописывать самым удобочитаемым и неперегруженным вензелями и курсивами шрифтом, чтоб его можно было увидеть и прочесть на существенном расстоянии.
 

Прочие фирменные константы

В эту группу можно включить другие способы постоянного воздействия на покупателей, которые играют своеобразную роль в создании фирменного образа.
 
Схема верстки тоже станет частью фирменного стиля. Если компания придерживается постоянной схемы преподнесения материала, например  размер и число колонок, то со временем только по этой схеме она узнается клиентами. Этот способ, статичная компоновка, формирует привыкание к товару бессознательно и ненавязчиво, по сравнению  с настойчивым действием товарного знака.
 
Форматы изданий постоянного вида зачастую используют в печатной продукции компании. Планомерное применение одного формата поспособствует узнаванию бренда.
 
Своеобразным элементом стиля компании становится корпоративный герой. Это мультяшный персонаж, человек или животное. Главное -  его неразрывная связь с компанией. Иногда его наделяют характерными чертами (скорость, легкость, сила, надежность), отражающими образ фирмы, Использование образа  корпоративного героя  выделит компанию среди конкурентов, ведь он хорошо и надолго запоминается, при постоянстве своего появления.
 
Иногда компанию представляет лицо фирмы, это реальный человек, как правило, сотрудник или приглашенная для этих целей знаменитость. Тут немаловажно постоянство и проявление преданности этого лица компании, чтобы устойчивость «связи» работала на положительный образ и лояльное отношение клиентов к товару/услуге.
 
Некоторые фирмы разрабатывают собственные оригинальные сигнатуры и пиктограммы,  обозначающие группы однотипных товаров или внутренние службы и сервисы. Это тоже составляющие фирменного стиля.
 
Все сильнее прослеживаться влияние стиля фирмы и во внутренних стандартах:  дресс-код в утвержденной цветовой гамме,  форменная одежда, фирменный этикет, стиль общения, корпоративные кодексы компаний.
 
Перечислять можно бесконечное множество элементов, так или иначе  относящихся к фирменному стилю, но в реальности «работающими» становится пару десятков. Главное, чтобы они отражали специфику деятельности компании и достигали цели – выделить и запомниться из многих других. 
 
 
Заказать фирменный стиль